У человека есть еще чувства?
Конечно, есть. И многие из них вам знакомы.
Например, чувство голода, жажды, полного мочевого пузыря, кишечника.
Чувство времени или хроноцепция. Невролог Девид Иглман считает его одним из важнейших. Оно связывает между собой другие ощущения, помогает понять их последовательность. Без него человеку казалось бы, что события происходят все одновременно. Доктора не обнаружили в теле человека рецепторов, отвечающих за хроноцепцию. Но, исследования показывают, что это ощущение затрагивает несколько участков головного мозга.
А еще у человека имеется много бессознательных реакций. Мы их просто не замечаем, так как организм сам распознает сигналы рецепторов и запускает жизненно важные процессы: контролирует частоту дыхания, уровень рН в спинномозговой жидкости, углекислого газа в крови.
Нельзя забывать и о пресловутом “шестом чувстве”. В него можно верить или нет, но вряд ли найдется человек, который сможет уверенно отрицать его наличие. Ведь известно много случаев, когда люди по непонятным причинам сдавали билеты на самолет, потерпевший впоследствии крушение, или за минуту до взрыва газа покидали дом.
А как быть с душевной болью? Мы ведь почти физически ощущаем ее в районе солнечного сплетения, когда в нашей жизни происходят трагические события или крупные неприятности.
Чувства как действия
1 / 2
Аллегории слуха и обоняния. Миниатюра из манускрипта «Малых трудов о природе». Англия, третья четверть XIII векаBritish Library / Harley MS 3487, f. 216
2 / 2
Схема чувств из списка трактата псевдо-Августина «О духе и душе». Начало XIII векаTrinity College Library, Cambridge / MS O.7.16, f. 47r
Появившийся в XII веке полный перевод на латынь «Малых трудов о природе» («Parva naturalia») Аристотеля положил начало другой иконографической традиции в изображении пяти чувств: дело в том, что Аристотель прицельно изучал человеческую физиологию пяти чувств и для иллюстрации его тезисов изображения животных подходили мало. В качестве замены им в иконографии появились человеческие фигуры, выполнявшие некое действие, намекавшее на искомый орган чувств. Так, трубящий персонаж олицетворял слух; смотрящийся в зеркало — зрение; нюхающий цветок или пробующий плод — осязание и обоняние соответственно.
Примечание антрополога:
Изображения пяти чувств встречаются и до Высокого Средневековья (пример — так называемая брошь Фуллера из Британского музея, где зрение, помещенное в центр фибулы, воплощает разум), когда сенсорные концепции Античности были доступны на латинском Западе лишь во фрагментарных переводах с арабского. Но в XII веке Аристотеля заново перевели на латинский с греческого, а сто лет спустя перевели еще раз — и в 1255 году новый перевод вошел в программу Сорбонны. Это вызвало оживленные богословские дискуссии о чувственном познании. Больше всего обсуждался вопрос, как данные внешних чувств перерабатываются в понятия и суждения с помощью разума (sensus communis) и, наоборот, как фантазия и мышление создают чувственные ощущения. Аргументы теологов сталкивались с контраргументами медиков, которые основывались на другой, прикладной интерпретации античных представлений о чувствах Средневековая медицина (например, Салернская школа) опиралась на физиологическое учение главных врачей классической древности, Гиппократа и Галена, и рассматривала чувства как индикаторы болезненных симптомов и лекарственных свойств.. В медицине зрение постепенно получало все более важную роль в диагностике болезней: основные симптомы предлагалось определять именно с помощью зрения (de visu). Это примиряло врачей и богословов: и в познании божественных истин, и в понимании телесных знаков у зрения оказывался приоритет.
Основные функции чувств
У нас существуют разные чувства, и каждое из них обладает определенными функциями, с которыми всем нужно ознакомиться более детально.
- Сигнальная – как только организму что-нибудь нужно, есть потребность – тут же происходит сигнализация, стимулирующая деятельность человеческого организма.
- Мотивационная – данный тип чувств является мотиватором к действию, в поведении каждого человека.
- Оценочная – благодаря этим чувствам мы может понять, насколько значимо для нас или нет то, что происходит в окружающем мире.
- Экспрессивная – невербальные типы коммуникаций.
- Синтезирование основ образа – раздражители цельные и структурные, отражаются нашими чувствами.
Мы обладаем модальными, осознанными, глубинными, продолжительными чувствами и отличаем их по интенсивности, наследственному происхождению, условиям и формам развития, выполняемым функциям. Мы их различаем по способу воздействия на наш организм, процессам в психике, с которыми связаны чувства, предметному содержанию, согласно нашим потребностям и т.д.
- У каждого человека в обязательном порядке (если он нормальный) имеются в наличии два вида чувств – низших и высших. К низшим относятся те, что связаны с удовлетворением физиологических, физических потребностей.
- Высшие чувства это те, что сопровождают нашу эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сущность. Благодаря им, мы проявляем свой духовный мир и анализируем, осмысливаем смысл бытия, даем оценку окружающему миру и отдельным личностям.
Чувства человека это. Чувства человека
Одним из самых волшебных и таинственных явлений являются чувства человека. Нет универсальной формулы для управления испытываемыми эмоциями, несмотря на множество усилий со стороны общества. Чувства человека могут вызвать совершенно неожиданную реакцию, приведя человека к абсолютному счастью или глубокой депрессии.
Законы чувств мало кому известны, более того, существуют и те, кто отрицает их существование в принципе, относя это явление и его воздействие на поведение человека к химическим реакциям. Я считаю полным бредом такие предположения и высказывания о том, что проявление любви и ощущение счастья — это химические реакции.
Что же такое чувства человека? Эзотерическая точка зрения
1 . Чувство − это сложная энергия, которая создана не человеком, а Богом (Высшим разумом). Первичны − чувства, а не мысли человека (строятся от чувств).
Пример:
- Чувство внутреннего покоя, чувство любви или чувство радости… Какие мысли у человека будут строиться? Естественно положительные!
- Чувство обиды, зависти, ревности … Человек начинает строить негативные мысли, которые разрушают жизнь его самого и жизнь других людей.
2 . Чувства человека − это основа эмоциональных процессов . Эмоция − это субъективная реакция человека на раздражители внутренней и внешней среды. Другими словами, эмоция − это переживание какого-либо чувства.
*Для справки : Многие люди считают, что эмоции и чувства — это одно и тоже. Не совсем так. Человек лишь выражает свои эмоции от тех, или иных чувств. Когда человек испытывает сильную радость, его захлёстывают эмоция счастья и он может выплеснуть, эту эмоцию, наружу. Или когда человек испытывает ненависть к обидчику — его захлёстывает другая эмоция. И он может выплеснуть, эту эмоцию, наружу. А вот если у человека есть чувство- обиды, то он от обиды, испытывает чувство мести… то какая же эта эмоция, если он начинает вынашивать план мщения, чтобы наказать обидчика. Это уже называется творчеством,а не эмоциями. Разве чувство-Мести — можно назвать-эмоцией?
Человек может иметь в жизни определенные цели и желания, но нельзя игнорировать бесспорное влияние на них эмоций и незримого внутреннего голоса. В том или ином настроении для одного и того же человека движение к цели может привести к совершенно разным исходам.
В жизни каждого человека может наступить момент эмоционального истощения, чаще всего заполнять внутреннюю пустоту в таких случаях помогают предметы, содержащие духовную энергию различного окраса. Это может быть как улыбка проходящего мимо малыша, так и музыка, книги, картины.
Известно, что потребности разделяются на категории от высших до низших, как правило, потребности в тех или иных эмоциях относят именно к высшим
Вы можете не чувствовать любви к Родине, когда находитесь на ее территории, но стоит покинуть страну и оказаться на чужой земле, как ощущение лишения чего-то важного настигнет вас вскоре, это и есть любовь к родной земле. Люди могут сколько угодно отмечать недостатки своей страны, однако это не будет значить, что они ее не любят, ведь даже те, кто навсегда переезжает, в конце концов, признают незаменимость той среды, в которой они родились и выросли
Но ключевая сложность чувств в том, что самые простые из них, сложившись вместе и меняясь местами от созвучных до самых противоположных, могут образовать такую непередаваемую гамму эмоций, которая способна привести как к величайшему восторгу, так и к глубокому разочарованию.
Кроме того, важно отметить влияние общества. На футбольных или хоккейных матчах часто можно ощутить дух коллективных чувств, которые заражают окружающих своей силой и уносят на волне эмоций
Таким образом, и с отрицательной точки зрения возможно подобное воздействие, если, находясь в социуме, человек постоянно подвергается негативным эмоциям, изливаемым на него со стороны окружающих людей.
Особенность чувств человека еще и в том, что негативные и позитивные могут сосуществовать одновременно, как возможно ненавидеть и обожать человека в один и тот же момент. Есть очень эмоциональные люди, легко подвергающиеся воздействию извне. В моменты воздействия тех или иных факторов такие люди будут действовать исключительно исходя из испытываемых чувств. Именно поэтому даже в уголовных делах существует смягчающее обстоятельство в виде состояния аффекта, которое, в свою очередь, и является смешением чувств, вызванных некими событиями.
Чувства как пустая оболочка
1 / 2
Себастьяно Чеккарини. Юные князья Марескотти ди Паррано (Аллегория пяти чувств). 1745 годGalleria Altomani / Wikimedia Commons
2 / 2
Генри Грант Пламб. Пять чувств. 1880-е годыlibertypuzzles.com
Дети и котики — беспроигрышный вариант! Картины итальянца Себастьяно Чеккарини (1703–1783) и американца Генри Пламба (1847–1930) разделяют стиль, география и полтора века, однако роднит общая трактовка сюжета. Мы вновь возвращаемся к традиционным атрибутам пяти чувств: зеркало, цветы, часы — вот только всякое иное содержание из этой живописи ушло. Заказной портрет юных принцев и принцесс, красиво расставленных вокруг клавикордов, или же явно от души написанное полотно с пятью котятами, разоряющими викторианский туалетный столик, являются ровно тем, чем кажутся на первый взгляд: красивыми картинками. Они не имеют двойного дна, не несут морализаторских посланий, не служат никаким memento и не обращаются к личному чувственному опыту зрителя. Времена изменились, аллегории перестали быть актуальны.
Что такое, и какие бывают чувства и эмоции: определение, названия
Проявление эмоций и чувствЭмоции – мгновенная реакция человека на происходящее вокруг него. Эмоции проявляются у человека на животном уровне, появляются и исчезают. Проявлением эмоций может быть:
- Огорчение
- Грусть
- Радость
- Уныние
- Равнодушие
- Злость
Чувства – это тоже эмоции, но на постоянной основе, они длятся долго. Чувства возникают в процессе долгих мышлений, переживаний, на основании жизненного опыта. Чувства бывают:
- Самое большое и постоянное чувство – любовь, но скорее всего, не мужчины и женщины, а матери и ребенка, и наоборот.
- Чувство долга перед родителями, семьей.
- Чувство преданности супругу.
- Чувство ответственности за семью и детей.
- Некоторым людям знакомо чувство вдохновения на интересной работе.
Чувства как орудие греха или добродетели
Гравюра «Десять заповедей, пять чувств, семь смертных грехов». Аббатство Тегернзее, около 1480 года
В гравированном листе конца XV века из аббатства Тегернзее «аристотелевская» иконографическая традиция в некоторых случаях доведена до вполне логичного упрощения: изображается не целая фигура, а только «ответственный» орган (ухо или рука в аллегориях слуха и осязания); более того, иногда они даже вытесняются вторичными атрибутами (музыкальными инструментами или ароматным цветком).
Однако интереснее всего сама композиция этого листа, в которой нашла отражение средневековая концепция пяти чувств как инструмента познания, способного привести человека к греху или же к добродетели. Десять заповедей представляют собой основные правила, которым должен неукоснительно подчиняться верующий христианин, чтобы удостоиться рая; семь смертных грехов — то, чего он должен всеми силами избегать, дабы не угодить в ад; пять же чувств, расположенных между этими полюсами, служат ему опорой в земном бытии, но должны содержаться под неусыпным контролем, поскольку соблазн и, следовательно, грех приходят к человеку именно через органы чувств.
Примечание антрополога:
Почему Средневековье так любило красивые числа?
В Средние века очень распространенным способом описания мира была его упаковка в числовую форму: теологи и натурфилософы предлагали серии из значимых чисел — 3, 4, 5, 7, 12 и так далее. Семь смертных грехов уравновешивались семью добродетелями, которые, в свою очередь, обнаруживались в семи свободных искусствах. Четыре темперамента имели соответствия в четырех телесных жидкостях, четырех стихиях, четырех временах года и четырех «больших» возрастах жизни; 12 месяцев перекликались с 12 апостолами и 12 станциями Страстей Христовых.
Числа помогали запоминать важные теологические понятия и элементы натурфилософии и становились способом вписать человеческую жизнь в универсальные процессы и божественный замысел. Например, в середине XIII века была популярна интерпретация земного пути человека, от младенчества до дряхлости, с помощью пяти чувств, шести дней творения и семи добродетелей.
Эмоции человека
Вокруг нас возникают различные явления и наше отношение к ним, ощущения и являются эмоциями. До сих пор нет точного утверждения о том, что же это такое. Так как явление изучено не до конца. Но большинство психологов сводится во мнении к тому, что эмоции – это своего рода регуляторы нашей с вами деятельности, они отражают резон ситуаций, которые складываются в течение всей жизни. Из-за них мы страдаем, злимся, переживаем, беспокоимся, боимся, получаем удовольствие, раздражаемся, удовлетворяемся и т.д. Чаще, они контролируют внутреннюю деятельность человека.
Откуда взялись эмоции
Изучаемые нами ощущения развивались с течением эволюции человека. И из простейших инстинктов наших пращуров, как двигательных, так и органических, они стали сложным процессом. Причем многие из них уже не имеют привязку к какой-либо ситуации. Они выражаются как индивидуальные оценки отношения к обстоятельствам и участия индивида в них. Например, ярость, страх, боль и другие обеспечивают каждому из нас выживание на Земле и являются сигналом к действию.
Значение эмоций в жизни человека
Они очень важны для каждого из нас. Именно благодаря эмоциям мы может проявлять радость, удовольствие, удовлетворение, обиду, грусть, тревогу, страх, беспокойство, удивление, восхищение и т.д. Они могут сопровождаться мимикой и телесными сигналами, например покраснением, бледностью кожи, жестикуляцией. Если у человека нет эмоций, то это социально пассивное существо, не видящее смысл в своих действиях. Из-за этого возникает апатия, безучастие, отрешенность. Бывает так, что период апатичности наступает практически у каждого человека, но он связан со сложившимися определенными ситуациями. Как только все приходит в норму, человек становится опять таким же, как и положено – неравнодушным, активным и т.д.
Эмоции – сигналы
Мы бы не смогли прожить и дня, если наши эмоции не давали бы нам сигналов. Так мы узнаем, в каком состоянии наш организм. То есть, если мы чувствуем себя хорошо, радостно, удовлетворенно, то есть позитивно, в нас живут положительный тип эмоций. Неудовлетворенность, досада, раздражение, обида, злость и другие негативные эмоции «говорят» о том, что мы недовольны. Благодаря эмоциям мы защищаем себя от перегрузок, способствуем сохранению в теле необходимой для жизни энергии.
Виды эмоций
Существует несколько видов эмоций: позитивных, негативных и нейтральных, а также аффект.
- К позитивным относятся: радость, восхищение, удивление, любовь, добро, сопереживание, милосердие, мечтательность, любознательность и т.д.
- Негативные – злоба, ненависть, досада, раздражение, неприязнь, негодование, обида, страх, стыд и другие.
- К нейтральным относятся любопытство, изумление, безразличие и другие.
Базовые эмоции заложены в каждом из нас, но широкий спектр ощущений доступен не всем. Все мы слышали о таком типаже людей, как «толстокожие», «непробивные». Они не обладают остротой эмоций, и реагируют на события, которые вызывают у других радость, слезы совершенно равнодушно. Нельзя судить за это – просто так устроена их психика. Они бы и рады радоваться также, как и другие, реагировать на события со всеми одинаково, но их внутренняя деятельность скована.
Аффект – отдельный вид человеческих эмоций. Это сильное, мощное эмоциональное состояние человека, влияющее на рациональность мышления. Единственное, на что он способен – действовать по стереотипу – становится агрессивным, бежит или цепенеет.
У грустного меняется походка – она становится вялой, медленной. На лице гримаса – уголки рта опущены, глаза «потухшие». В состоянии агрессии тело тут же превращается в защитный предмет – выпрямляется, напрягается.
Сильная радость также может быть виновной в скачке давления. Но организм и в этом случае подстраховался и у радостного человека, как правило, укрепляется тонус, защищающий организм.
Существует также явление, называемое алекситимия. В данном случае человек совершенно не испытывает никаких эмоций. Более того, такие типажи не способны даже не то что на проявление, но и обладание чувствами. Он заменяет их размышлениями. Для них главное – это выяснить смысл жизни, а не тратить время на переживания. Откуда берется такая «патология»?
Здоровые люди обладают эмоциями и чувствами. Все происходит из-за воздействия на нас внешнего мира, а человек отвечает, то есть реагирует. Он проявляет свои мысли, внутренний мир и окрашивает их эмоциями. И если в детские годы ребенок наблюдал за взрослыми, которые были «скупы» на эмоции и чувства, он перенимает «заразительный» пример. Также это может быть определенный склад характера, полученный в «наследство» от родителей.
Таблица чувств и эмоций человека
И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.
Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.
|
|
|
Жак Линар. Пять чувств. 1638 год
На натюрморте Жака Линара нет ни людей, ни животных. Пять чувств представлены исключительно предметами. На первый взгляд аллегория кажется незамысловатой: зеркало и пейзаж в раме символизируют зрение, цветы в золотом кувшине — обоняние, фрукты — вкус, нотная тетрадь — слух, а бархатный кошель, монеты и карты отвечают за осязание. Однако нарочитая искусственность композиции говорит о том, что за случайным, казалось бы, нагромождением вещей скрывается более глубокий смысл.
В центр картины художник помещает вместительную чашу китайского фарфора, так чрезмерно наполненную фруктами, что кажется, будто спелые персики вот-вот покатятся вниз. По диагонали, в нижнем правом углу, в столь же хрупком, секундном равновесии замерли монеты и соскользнувшие с колоды карты: малейшая встряска — и вся сложная композиция придет в движение, рассыплется на наших глазах. Тему неустойчивости поддерживает и рисунок на чаше — четверо персонажей на легкой лодочке пересекают неспокойные воды в ветреную погоду.
На другой диагонали натюрморта расположены зеркало и картина. Тем самым Линар вовлекает зрителя в мир иллюзий. Открывающийся нам словно в окне пейзаж с затерянными в лесу руинами на самом деле не реально существующее место, а плод воображения художника, дань моде XVII века на неправдоподобные искусственные ландшафты, составленные из самых разных фрагментов. Зеркало, отражающее разломленный гранат и открывающее его скрытую от зрителя сторону, снова говорит об иллюзорности образов и намекает на то, что не стоит доверять первому, внешнему впечатлению.
Все нестабильно, обманчиво, преходяще — вот о чем на самом деле рассказывает этот натюрморт. Цветы обречены на увядание; перезрелые фрукты скоро начнут гнить; азартные игры доведут до разорения (его предвестники — опустевший кошелек и король пик, знак будущих финансовых затруднений). Хрупкая и драгоценная, как китайский фарфор, жизнь есть полное опасностей путешествие по бурным водам, где уверенным можно быть только в одном — в окончании пути, в смерти. За аллегорией пяти чувств у Линара скрывается такой жанр живописи, как ванитас (vanitas), пусть и лишенный привычных атрибутов вроде черепа или песочных часов, но рассказывающий ту же историю: жизнь быстротечна, удовольствия тщетны, смерть неотвратима. В этом бренном существовании у человека есть только одна опора — вера. О ней говорит помещенная на передний план нотная тетрадь, раскрытая на гимне «Laudate Dominum» («Хвалите Господа»). Тело неизбежно рассыплется в прах, но душа спасется молитвой.
Примечание антрополога:
Почему голландские натюрморты такие грустные и такие роскошные?
Расцвет европейского аллегорического натюрморта в XVI–XVII веках — одно из следствий религиозных войн и связанных с ними социальных потрясений. После того как в Северных Нидерландах укрепился протестантизм, изображать святых стало считаться кощунством. На смену религиозным сюжетам пришли жанровые сцены и натюрморты, в которые то же религиозное содержание вписывалось не на уровне сюжета, а на уровне намеков или ассоциаций.
Для новых заказчиков и патронов — уже не аристократов, а торговцев и банкиров золотого века — было важно соблюсти баланс между строгими требованиями умеренности и скромности и демонстрацией богатства, которое свидетельствовало об избранности и предопределении. Натюрморт как нельзя лучше соответствовал новому социальному запросу: в нем отсутствовали изображения людей, а предметы складывались в дидактическое напоминание о смерти
Но сама роскошь этих предметов — импортного китайского фарфора, персидских ковров, волной спадающих со стола, дорогих научных гаджетов (астролябии, глобуса, микроскопа), редких раковин и коллекционных тюльпанов — говорила о статусе заказчика или обладателя картины.
Подводим итоги
**********
**********
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
- нет в жизни событий, имеющих в своей сути однозначную оценку;
- даже, сколько будет два плюс два, и то не имеет однозначного ответа (причём, в чисто арифметическом исчислении);
**********